Итак, товарищи, темой нашей сегодняшней лекции, тьфу, обзора
является реплика автомата АК-74, в техдокументации именуемый "объект
СМ-048", разработки КБ им. ЦИМЫ.
Открываем коробку... да, товарищи, на первый взгляд - это уже не
игрушка. Достаем из коробки, берем в руки - ощущение усиливается. Это
почти настоящий автомат, правда, китайский. Ибо немного люфтит
пистолетная рукоятка, приклад и пламягас. Но для человека с приемлемым
радиусом кривизны рук - это не есть проблема. Остальное все сидит
четко, как на некитайском автомате. [From Max] При вскрытии коробки сразу бросился в глаза
миник 8,4В на 1400мАч в голубых тонах (это я к тому, что прошел слух,
что аккумы для дибойзов это "огненная лисица", а для CYMA - "интеллект"
), причем разряженный, еле взводил, но после зарядки привод штробил,
как глухонемой. Кстати, у меня уже есть колбаса «Интеллект» 1400мАч
9,6В, нареканий не имею, хватает на 1600-1700 тысяч шаров (привод
выдает 130мс ), даже при -8 мороза работает. Будем надеяться, что вновь
прибывший проявит себя не хуже (во всяком случае, я поставил
системовскую пружину 120 - просто швейная машинка, а родную убрал, т.к.
Баралгин промерял, так с коробки 137 выдает, вдруг будут видны следы
насилия на лице, ха-ха, и Штурман на Открытие не пустит).
Порадовал пластиковый шомпол длиной под 60 см (хоть прочистить иногда
надо), а то у меня от "ксюхи" короткий, от Гэхи поломан, от АКСа вообще
пропал. Приступаем к детальному осмотру. Дерево - прессованая
тослстослойная фанера, мореная и лакированая. На внешний вид - 5. Не
как настоящая на боевом - но смотрится внушительно. Ствольная коробка,
крышка ствольной коробки - штампованная сталь. Это видно и без магнита
- в на ребре штамповки чуть поцарапалась краска - и видна
ржавчина.Целик и пламягас - фрезерованные из стали. Штифты тоже
железные, также и газотводная трубка :)Внешний стволик и весь обвес -
силумин.
Сразу бросилось в глаза, что внутренний стволик - по самые вырезы
пламягаса. Еще бросилось в глаза, что в комплекте акум-миник
(маркирован СМ 1400 Махов, по виду вроде как Интеллект). Как-то
предполагалось, что будет лардж, особенно памятуя вскрытие АКМ
(СМ-036), где был полноценный лардж на 1800Махов. В комплекте еще
зарядка, бункер и ключик для мушки. Ремень и пакетик шаров больше в
комплекте не поставляются. В Китае тоже видать экономят на всем.
Кризис, ептыть. Примечателен также тот факт, что автомат (в отличие от
Дибойза в той-же посылке) приехал в собранном виде, вопреки текущим
правилам авиапочты.
[From Max] Зарядку сразу подарил, бункер закинул, т.к. у
меня механы юникорновские, которые отлично подходят, правда болтаются
(родной бункер, кстати , тоже), но при тестовых стрельбах пропусков не
давали, в будущем можно подумать, как сделать доп. упоры и уменьшить
гнездо магазиноприемника. Хотя антуражно, т.к. в конце 80-х пришлось с
боевого брата пострелять, так у того магазин болтался, как маленький
х.. в большой проруби. Вот постепенно и незаметно перешел к визуальным
впечатлениям. Дерево приклада, цевья и накладки газовой трубки
(проклеенная и прессованная фанера) практически ничем не отличается, по
сравнению с боевым братом, только ново выглядит, если поставить в
пирамиду в куче боевых, то не сразу и распознаешь. Тут я ставлю 5
баллов! Но не обошлось и без покемонства. В 80-е дефицитом были
крестообразная отвертка, и, соответственно, крестовые шурупы (весь СССР
на плоских шурупах и плоских отвертках держался), а тут наши ускоглазые
братья впиндюрили винты крепления приклада под шестигранник! Кроме
того, кронштейн крепления приклада, который сверху, сильно утоплен в
тело приклада, чего в реальном образце тоже не было, было заподлицо
(как снизу - не помню). И еще одна бросающаяся в глаза деталь - слева
крепление "ласточкин хвост". Согласно истории линейки серии АК "лх"
применялся под ночной прицел в АКМНах, АКМНСах, но это7,62, и в 90-ых,
в АК-74 и АК-74М, это 5,45, но там черный пластик приклада
(складывающегося АК-74М), цевья и накладки газовой трубки, будем
считать, что мой образец доделали в полевых партизанских мастерских!
Снять не получится, т.к. на заклепках, срубать не хочется, внутренние
элементы ствольной коробки тоже приклепаны, причем весьма качественно.
Из коробки, автомат натужно взвывая на стоковом незаряженном акуме,
выплюнул 0.2 шар на 138м/с. Второй и третий на 137. Потом на 138. В
общем, средние показатели ясны. Выйдя из легкого восторженного ступора,
относим пациента на операционный стол.
Начнем с приклада. Крепится так-же как и пластиковый, на
прямоугольный посадочный кронштейн (большей длины) и верхнюю пластину,
но не тремя винтами как пластиковый, а двумя (почему-то с головками под
шестигранник). Аккумуляторный отсек закрыт металлической крышкой с
отштамповкой эмулирующей отсек для пенала. Возникшие опасения, в том,
что крепится шурупами прямо в дерево, отпали после вывинчивания. Это
оказались винты, вкручивающиеся в гильзы, посаженные в дерево. Т.е.
сделано по-человечески.
Дальше, несколько хуже. Отсек для аккума на первый взгляд выполнен под
лардж, но лардж туда влезать наотрез отказался, мотивируя это
недостаточной (около 1 см) глубиной. Вот тут мне совсем не понятна
загадочная китайская душа. Зачем делать такой отсек, в который лардж не
лезет, а миник болтается, как экскременты в отверстии ледяного
покрова??? Как кто-то замечал в обзоре про RK-06, наверное, заначку от
жены прятать. Теоретически, при наличии соответствующих инструментов,
отсек можно углубить на нужную величину, но это скажется на прочностных
показателях приклада, ибо отсек вплотную приблизится к шейке. В связи с
полостью под акум, задняя антабка стоит не на совсем положенном месте,
а ближе к ребру приклада. Крепится мебельными шурупами с широким шагом,
которые частично вылезают в аккумуляторный отсек. На проводке в
прикладе тоже сэкономили. Теперь это уже не мягкий тонкопроволочный
AWG-16, как было на ранних моделях, а какая-то дубовая проволока в
дубовой изоляции. Короче сразу на замену.
[From Max] Разбираем. Порадовал крепление
затыльника приклада - в дереве впрессованы латунные гайки, обычно
саморезами в тело..., легко отвинтились винты крепления приклада, хотя
люфта не было, при сборке просто сильнее затянул. В прикладе
выфрезеровано место под миник, даже ларджик, но1700 8,4 почти залез, но
долбить и расширять дырку я бы поостерегся, особенно в глубину, можно
сильно утончить шейку приклада, тем самым снизить прочность вплоть до
поломки.
Проводка говно, использовал только элементы проводов в несиловых цепях,
заменил на аудио провод 1,5 квадрата, собрал бесконтактную схему на
полевике (отдельное мерси фирме поставщику Баралгин энд Баралгин).
Причем вывел разъемы (ножевые припаял)под аккум и в приклад, и под
крышку ствольной коробки, таким образом, в приводе два аккума, основной
- в прикладе, и резервный - как у ДиБойза-ВФЦ. Правда, пришлось
напильником проточить заднюю накладку газовой трубки под провод
колбасы, но немного. Сложнее было всю эту трахомудию обратно в
ствольную коробку вставить, все-таки вместо двух тонких, пришлось
впендюривать четыре толстых провода, но все прошло успешно, опять же,
ведь не каждый день разбирать.
Фронтсет. Схема разборки, очень похожа на СА Стил Вэршн
энд VFC, только гораздо удобнее. Шестигранник потребуется только один
раз, в остальном все делается на поворотных фиксаторах. Все сидит очень
четко, цевье и накладка подпружинены, т.е. люфты исключены. Фронтсет к
Бади крепится на штифтах, с фиксацией внешнего стволика одним
шестигранником. Штифты без фиксирующих распорок, всего-лишь с
декортивными насечками с одной стороны, т.е. нужно будет следить, при
частых разборках начнут самопроизвольно вылезать. Но это все решаемо,
как уже было написано про радиус кривизны. Вообще, разбирая фронтсет
ностальгировал по военной кафедре и смене ствола на ПКТ и НСВТ. Также
умилила китайская трогательная гордость за свое детище, и ненавязчивое
напоминание об авторских правах - маркировка модели отштампована даже
на миниатюрном фиксаторе.
[From Max] Чтобы вытащить гир пришлось почти
разобрать автомат - это минус, но благодаря конструкции имеет место
просто идеальное сопряжение узла хоп-апа с гиром и как следствие -
отсутствие потерь, штифты держатся прочно, а выбиваются легко, так что
на этот минус можно забить, ведь не каждый день разбирать приходится.
Немного люфтит мушка в стойке и дульный тормоз-компенсатор, но на фоне
остального это мелочи.
Внутренний стволик и камера Хоп-Ап. Внутренний стволик оказался длиной,
как и предполагалось из внешнего осмотра - 500мм! Внутренняя полировка
приемлемая, кривизны не обнаружено. Точно внутренний диаметр определить
было нечем, но при помощи штангеля сравнил его, и стволик СА 6.04.
САшный все-таки диаметром поменьше. Камера хопа - это как для китая -
просто шедевр. Выполнена целиком из силумина, задиров, облоя и прочих
неприятностей нет, все сделано аккуратно. Короче ничем не уступает
металлической камере хопа на моей CA G33. Тонкий стволик от СА на 6.04
встал отлично, правда один момент: при том, что родной стволик с
большим внутренним диаметром, внешний диаметр у него меньше, чем у СА,
т.е. он более тонкостенный. Фиксирующее латунное колечко отказалось
налезать на САшный стволик, пришлось чуток расточить.
[From Max] Как и обещали китаезы тело хоп-апа
силумин, нужно это или нет- покажет практика, но этот узел даже не
разбирал. Очень легкий и чувствительный ход регулировочной планки,
эффективное действие хап-апа (сдвинул на 1мм и 0,2 шар уже ровно
пошел). Ствол плотно посажен в узел хоп-апа, зафиксирован латунным
кольцом и залакирован, даже япона-мать могут поучиться у китаезов - еще
одно место потерь ликвидировано.
Гирбокс. Очевидный большой шаг вперед, по сравнению с
предыдущими моделями Цимы. Литье хорошее, без облоя. Следов доводки
рашпилем, как на моей СМ-031В не видно. Примечательна одна деталь - в
стенке цилиндро-поршневого блока, сделана продольная прорезь для
блоу-бэк. Также имеется резьбовое отверстие в кронштейне шторки
затвора. Т.е. при желании (и приложении прямых рук) можно сделать
антуражное лязганье затвора при стрельбе. Только вот сколько проживет
при таком режиме сама шторка и направляющая?
Шестерни уже не имеют характерной маркировки XYT и выполнены из
какого-то более светлого металла. Я не материаловед и не металлург,
поэтому судить о их прочностных и износостойких характеристиках не
могу, время покажет. У меня обнаружился неприятный дефектик на моторной
шестерне: в одном месте был наплыв от литья между зубьями, что могло
привести к клину при нормально поджатом моторе, пришлось поработать
треугольным надфильком. Пилилась шестерня туговато, при том, что
надфили у меня еще советские, сделанные на совесть, но я таки своего
добился.
Втулки металлические, интересной конфигурации. Вместо того, чтобы
делать канавки для смазки на внутренних поверхностях (как это делается
у приличных китайцев, того же «Элемента» например), китайские инженеры
решили проблему с русской смекалкой - отфрезеровали четыре проточки под
смазку до половины глубины втулки. Оно-то, конечно, проблему нормальной
смазки решает, но учитывая тот факт, что для нормального шиминга
приходится ставить минимум по 2 шайбы под каждую втулку, ось шестерни
не входит на полную глубину, и вся радиальная нагрузка приходится как
раз на участок втулки с проточками. Что неминуемо будет ускорять износ
оной (втулки). Но это все покажет будущая эксплуатация.
Направляющая, что тут сказать - внушает, и еще раз внушает!
Правда, почему-то короче, чем обычно делаются. Подробнее написал Макс.
Цилиндр, голова цилиндра и поршень - типовые для Цимы, без изменений. А
вот голова поршня помощнее, с 6-ю дырками (вместо 4-х как ранее),
правда, тоже из поликарбоната. Таппет - типовой. Нозл тоже похож на
типовой, но с нюансом - на внутренней поверхности у самого сопла отлиты
4 ребра жесткости.
Пружина. Пружина это сила! Регулярная навивка, толстя и
блестящая. Традиционно короче фирменных нерегулярных. Жесткая, как
амортизатор от мопеда Карпаты, который у меня был в детстве.
[From Max] Гир - это произведение искусства
(я имею ввиду качество изготовления стенок гира) по сравнению с
виденными мной ранее, разве только маруевский такой же. Очень
основательное качество. Втулки стальные, продвинутая направляющая не
только с подшипником, но и само тело штока вращается вокруг своей оси.
Пружину заменил на системовскую 120-ку, на всякий случай. Остальное
ничем не привлекательное, обычное.
Не без минусов - смазка есть и много, но не там где нужно, убрал,
пересмазал. Повыеживалась контактная группа, кривой язычок штока и
почти прямые усики-ламельки контактов приводили к утыканию язычка в
левую ламель - исправлено круглогубцами. Шимминг отсутствует как класс
- зазоры в миллиметр. Почти все мои запасы ушли (по 3-5 шайб на
шестеренку, правда у меня были только шайбы 0,2, пару 0,3, 0,5 не
было). Еще интересный момент - моторная шестерня с шестью лепестками,
проще отверткой гир взводить вхолостую, во всяком случае, мне так
показалось.
Цилиндр с отличной полировкой, компрессия как у дизеля.
Теперь о доводке. Пришлось подмотать изоленты на кронштейн
приклада и подтянуть винты - люфт приклада исчез. Стойка мушки была
чуть провернута против часовой стрелки, а поскольку она фиксируется
штифтами, пришлось надфилировать проточки под штифты, подматывать
тефлоновую ленту и садить обратно, но уже ровно. Проводку сразу
заменил. В приклад аудиокабель 1.5 квадрата, в ствольную коробку
AWG-16. Установил полевик. Под дульный тормоз подмотал тефлоновую ленту
и накрутил обратно. Люфт тоже почти исчез. Как ликвидировать люфт
магазинов сейчас думаю. Идеи есть, посмотрим как получится. После
зарядки родного акума и установки полевика - скорострельность хорошая.
В общем, вердикт такой - машина своих денег стоит. Если не эстет и
педант, то можно не заморачиваться доводкой, а валить прямо из коробки,
всем хвастаться и быть счастливым. Правда насколько долго, это уже от
везения зависит.
[From Max] Вывод: привод очень добротный,
практически без дополнительный финансовых вливаний выходит тюнинговый
девайс (замена проводки и установка БСК это на любителя, хотя и
желательно). Требуется только пересмазать, перешимить и перезатянуть
кое-где - это минус, все остальное вооот таакенный плюс! Свой АКС до
такого состояния пришлось доводить не один день и вливать сколько-то
грн. Ставлю пять с минусом (все-таки минусы присутствовали).
После переборки и вылизывания
чуть ли не языком всех узлов компрессионной группы, на установленной
Системовской 120-ке и тонком стволике от СА, привод выдает больше 130
м/с.